Административная ответственность несовершеннолетних
Проблема административной ответственности за совершение правонарушений в целом и административной ответственности несовершеннолетн их в частности является на сегодняшний день в России острой и достаточно актуальной. Административная ответственности несовершеннолетн их составляет особый вид юридической ответственности, ей свойственны все признаки последней. При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетн их может быть выделено различное количество ее специфических особенностей.
Особенности административной ответственности несовершеннолетн их:
а) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетн им, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетн их лиц по сравнению со взрослыми правонарушителям и;
б) к несовершеннолетн им не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей , например, к несовершеннолетн им не применяется административный арест;
в) административная ответственность несовершеннолетн их налагается за правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными;
г) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетн ими могут быть привлечены и их родители (ст. 20.20 КоАП РФ).
В то же время за некоторые проступки несовершеннолетн ие не могут быть привлечены к ответственности. Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетн ий возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В том случае, когда во время совершения административног о правонарушения вред причинен несовершеннолетн им, который достиг шестнадцатилетне го возраста и имеет самостоятельные доходы, судья имеет право принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетн им причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.
Административная ответственность несовершеннолетн их и ответственность их родителей - это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административног о принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер. Известно, что за совершение подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетн ие не несут юридической ответственности, предусмотрена административная ответственность родителей. Сами несовершеннолетн ие подвергаются иным мерам правового принуждения. Следовательно, указанные правонарушения подростков являются одновременно и составной частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Также следует заметить, что существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, КоАП РФ не предусматривает особых видов административных наказаний, применяемых только лишь к несовершеннолетн им. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетн его самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетн его административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП). Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетн их, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетн их и защите их прав, органами внутренних дел. Особенность применения мер государственного принуждения к несовершеннолетн им за совершение административных правонарушений состоит в том, что по общему правилу лицо подлежит административной ответственности лишь по достижении 16-летнего возраста, однако к лицам, не достигшим 16 лет, могут применяться меры воспитательного характера. В то же время нельзя рассматривать данные меры как меры административной ответственности, так как КоАП РФ четко указывает, что возможность привлечения лица к административной ответственности наступает с 16 лет. Комиссии по делам несовершеннолетн их и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитат ельное учреждение; помещение несовершеннолетн его, достигшего одиннадцатилетне го возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально- техническое училище); установление обязанности для несовершеннолетн его принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетн их в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей , имеют морально-воспита тельные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.
И.о. старшего инспектора ПДН ОУУПиПДН
О МВД России по Челно-Вершинском у району
старший лейтенант полиции Зухра Садыкова