Печать

Административная ответственность несовершеннолетних

Проблема административной ответственности за совершение правонарушений в целом и административной ответственности несовершеннолетних в частности является на сегодняшний день в России острой и достаточно актуальной. Административная ответственности несовершеннолетних составляет особый вид юридической ответственности, ей свойственны все признаки последней. При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних может быть выделено различное количество ее специфических особенностей.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних:
а) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;
б) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей, например, к несовершеннолетним не применяется административный арест;
в) административная ответственность несовершеннолетних налагается за правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными;
г) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.20 КоАП РФ).
В то же время за некоторые проступки несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности. Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В том случае, когда во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, который достиг шестнадцатилетнего возраста и имеет самостоятельные доходы, судья имеет право принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетним причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.
Административная ответственность несовершеннолетних и ответственность их родителей - это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер. Известно, что за совершение подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, предусмотрена административная ответственность родителей. Сами несовершеннолетние подвергаются иным мерам правового принуждения. Следовательно, указанные правонарушения подростков являются одновременно и составной частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Также следует заметить, что существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, КоАП РФ не предусматривает особых видов административных наказаний, применяемых только лишь к несовершеннолетним. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП). Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел. Особенность применения мер государственного принуждения к несовершеннолетним за совершение административных правонарушений состоит в том, что по общему правилу лицо подлежит административной ответственности лишь по достижении 16-летнего возраста, однако к лицам, не достигшим 16 лет, могут применяться меры воспитательного характера. В то же время нельзя рассматривать данные меры как меры административной ответственности, так как КоАП РФ четко указывает, что возможность привлечения лица к административной ответственности наступает с 16 лет. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение; помещение несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище); установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.
И.о. старшего инспектора ПДН ОУУПиПДН
О МВД России по Челно-Вершинскому району
старший лейтенант полиции Зухра Садыкова