Печать

Налоговые споры и пути их разрешения.

В настоящее время разрешение налоговых споров, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, осуществляется в два этапа: досудебное урегулирование налоговых споров и судебная защита прав и интересов субъектов налоговых правоотношений.
Данная ситуация привела к закреплению в Налоговом кодексеРоссийской Федерации (далее - НК РФ)  досудебного порядка урегулирования споров и появлению процедур обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц по результатам налоговой проверки на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения),  либо на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.  
Досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов обязателен для налогоплательщиков. Его несоблюдение будет являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, если налогоплательщик обратится в суд.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  по тексту НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято  вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
 Жалобойпризнается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.
В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п.5 ст.138 НК РФ).
 Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Согласно п.9 ст.101 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.
 При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные главой 19 НК РФ для подачи соответствующей жалобы (п.6 ст.138 НК  РФ).
На основании п.7 ст.138 НК РФ лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.
Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
Подача жалобы (апелляционной жалобы) должна осуществляться с соблюдением установленных сроков и требований к ее форме и содержанию (ст.139, 139.1, 139.2 НК РФ).
 В ином случае жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена вышестоящем налоговым органом без рассмотрения.
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 ст. 139.3 НК РФ.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме в вышестоящий налоговый орган: Управление Федеральной налоговой службы России по Самарской области (адрес: Самарская область, г.Самара, ул.Циолковского, 9), через налоговый орган, вынесший соответствующее решение, а также акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, а именно в Межрайонную ИФНС России №17 по Самарской области (адрес: 446540,  Самарская обл., Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Ленина, д. 16), который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, а также  передать на Территориально обособленные рабочие места Инспекции (ТОРМ №1,  №2,  №3,  №4,  №5,  №6) (с. Исаклы, с. Шентала, с. Клявлино, с. Камышла, с. Челно-Вершины, с. Кошки).
Кроме того, обращение может быть направлено в налоговый орган на адрес электронной почты  Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области: E-mail: i6381 @mail.ru,; по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через электронные сервисы, расположенные на главной странице сайта ФНС России www.nalog.ru: «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», а также получить разъяснения по телефонам:  8 (84655) 2-30-38, 2-20-07.
В п.1 ст.139.2 НК РФ установлено, что жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (электронные сервисы, расположенные на главной странице сайта ФНС России   www.nalog.ru: «Личный кабинет налогоплательщика для физических   лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»,  «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»).
Рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) со всеми полученными документами и вынести решение по ней вышестоящий налоговый орган обязан в порядке и сроки, установленные в ст.140 НК РФ.
В соответствии с п.6 ст.140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со  дня получения жалобы (апелляционной жалобы).  Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом п.6 ст.140 НК РФ, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
О ходе и результате рассмотрения жалобы можно узнать на информационном ресурсе
«Узнать о жалобе» на сайтах www.nalog.ru.