Печать

Суды смогут назначать административные штрафы для юридических лиц ниже низшего предела.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее КоАП РФ), устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные данными нормами административные правонарушения.
Поводом для проверки вышеуказанных норм административного законодательства послужили, в том числе, жалобы юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по перечисленным составам КоАП РФ, и в отношении которых, административные органы и судебные инстанции не усмотрели оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции соответствующей статьи. В частности, общество с ограниченной ответственностью постановлением территориального отдела Росприроднадзора было привлечено к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере восемьсот тысяч рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в добыче без лицензии подземных вод из артезианской скважины для собственных хозяйственно-бытовых нужд. При этом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, был учтен тот факт, что после возбуждения дела об административном правонарушении Общество подготовило и направило документы для получения лицензии на право пользования недрами.
Юридическое лицо, полагая, что при назначении ему административного наказания во внимание следовало принять и другие обстоятельства, например, что годовая прибыль предприятия в десять раз меньше назначенного административного штрафа, оспорило указанное постановление административного органа в арбитражном суде, который в удовлетворении заявленного требования отказал. Не найдя оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, арбитражные суды вышестоящих инстанций оставили решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, отметив, что штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации для юридических лиц, полномочия же по его снижению органам (должностным лицам) административной юрисдикции не предоставлены.
Конституционным Судом указанные положения диспозиций части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, признаны неконституционными в той мере, в какой эти положения не допуская назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Впредь до внесения в КоАП РФ законодателем надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные указанными положениями КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Подготовлено прокуратурой Челно – Вершинского района
18.04.2014