Уважаемые пользователи сети интернет!  Добро пожаловать на официальный сайт администрации Челно-Вершинского  муниципального района!
Современные темпы развития России предъявляют особые требования к информационной стратегии органов власти. Официальный сайт администрации муниципального района Челно-Вершинский— источник достоверной информации о событиях в жизни Челно-Вершинского района, моих решениях, деятельности районных органов власти. Информация на сайте дополнена фотографиями. На сайте Вы можете ознакомиться со структурой администрации, узнать свежие новости, познакомиться с историей села и его современностью.Cегодня Интернет как средство коммуникации является показателем открытости органов власти. Уверен, наш сайт поможет Челно-Вершинцам  и пользователям других регионов оперативно получать необходимые сведения.

Валерий Князькин,

Глава муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

 

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

госуслуги на все случаи жизни

  •  

    https://www.gosuslugi.ru/10081/1   

        

Печать

Уголовная ответственность за злоупотрбление должностными полномочиями

Под злоупотреблением полномочиями понимается использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства (ч.1 ст.201 УК).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является установленный порядок осуществления управленческой деятельности в коммерческих и иных организациях. К факультативным объектам относятся права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя само деяние (действие или бездействие), последствия в виде причинения существенного вреда, причинную связь между деянием и последствиями.

Преступное деяние в законе определяется как использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации.

Преступление, предусмотренное ст. 201 УК, может быть совершено как в форме действия, так и путем бездействия. 

Диспозиция ст. 201 УК содержит указание о том, что деяние совершается «вопреки законным интересам этой организации». В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 10 ГК РФ запрещаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Исходя из этого, законным признается тот интерес, достижение которого прямо не запрещено законом, а его реализация не причиняет вреда другим лицам. Следовательно, использование полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки законным интересам этой организации предполагает совершение последним деяния, прямо запрещенного законодательством, либо действия или бездействия, хотя и не запрещенного законом, но причинившего существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Важным конструктивным признаком объективной стороны являются последствия, которые законодатель определяет как причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Содержание вреда законодателем не раскрывается. Причинение существенного вреда по смыслу ст. 201 УК РФ следует признавать в случаях наступления имущественного вреда (убытков или неполученной выгоды), нарушения прав и свобод граждан, создания препятствий для осуществления государственными органами своих функций.

Злоупотребление полномочиями квалифицируется по ст. 201 УК, если между использованием полномочий и причиненным существенным вредом имеется причинная связь.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. В силу примечания к названной статье таковым признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Трактовка организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей приводится в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге». В соответствии с п. 2 названного постановления под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Административно-хозяйственные обязанности следует трактовать как полномочия по управлению и распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом, установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д.

Данное разъяснение Пленума применимо в рамках исследуемого состава преступления с некоторыми уточнениями. Анализ действующего гражданского законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями обладают участники юридического лица или представители его органов. Кроме того, данные полномочия могут быть переданы любому другому лицу на основании гражданско-правового договора (поручения, комиссии, доверительного управления и др.). Следовательно, именно эта категория лиц может быть признана субъектом рассматриваемого преступления.

В содержание субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 201 УК, входят вина, цель извлечения выгод или цель причинения вреда другим лицам. Злоупотребление полномочиями может быть совершено только с прямым умыслом. Это означает, что виновное лицо осознает общественно опасный характер использования полномочий вопреки законным интересам организации, предвидит возможность или неизбежность причинения существенного вреда гражданам, организациям, обществу, государству и желает этого.

Для квалификации содеянного по ст. 201 УК не требуется совпадения между целью преступления и наступившими последствиями, достаточно того, что данные последствия охватывались умыслом виновного. В случае, если последствия не наступили по независящим от субъекта преступления обстоятельствам, деяние последнего квалифицируется как покушение на преступление.

В качестве квалифицирующего признака состава в ч. 2 ст. 201 УК указаны тяжкие последствия. Ими «могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, которые привели к экономическому разорению потерпевших или к такому воспрепятствованию осуществления государственными органами и общественными организациями существенных социальных, экономических или иных функций, которые создали угрозу финансовой стабильности, общественной или государственной безопасности».

Согласно п. 2 примечания к ст. 201 УК в случае причинения вреда коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование возбуждается по заявлению этой организации или с ее согласия. Таким образом законодатель стремился максимально гарантировать интересы коммерческой или иной организации. Особенно это характерно для банковской сферы, где руководство той или иной кредитной организации в случае выявления фактов злоупотребления полномочиями со стороны своего сотрудника старается не придавать их огласке, чтобы не отпугнуть клиентов.

В соответствии с п. 3 примечания к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями главы 23 УК, причинило вред интересам другой организации, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

 

Информер

Географическое положение

  • Региональный портал государственных услуг

  • Приволжский федеральный округ

  • Реформа ЖКХ

  • Антикоррупционная политика Самарской области

  • Прокуратура Самарской области разъясняет

  • МФЦ 63.РФ

  • Социальный портал государственных и муниципальных услуг

  • Самарский ОРТПЦ

  • Цифровое эфирное телевидение. Федеральная целевая программа

  • Сервер органов государственной власти

  • Федеральный портал управленческих кадров

  • Государственные услуги

    • Правительство Самарской области
  • Официальный интернет-портал правовой информации